Риелторский тайм-аут окончен

6_realtors_b.jpgВ Челябинске постепенно увеличивается число агентств недвижимости. В городе открываются новые компании, но основной прирост «риелторского населения» связан прежде всего с выходом на рынок тех, кто приостанавливал свою работу на время нестабильной экономической ситуации.

В Челябинске постепенно увеличивается число агентств недвижимости. В городе открываются новые компании, но основной прирост «риелторского населения» связан прежде всего с выходом на рынок тех, кто приостанавливал свою работу на время нестабильной экономической ситуации.


Примерно год назад сайт DomChel.ru писал о массовом оттоке с рынка недвижимости челябинских риелторов из-за финансового кризиса. Одни агентства сокращали число филиалов, другие приостанавливали на некоторое время свою работу, а третьи и вовсе переходили в другую сферу бизнеса. Тогда эксперты прогнозировали, что с рынка уйдет примерно 30 процентов риелторских компаний.


Оказалось же, что кризис отсеял в несколько раз больше агентств: в конце этого лета эксперты называли в списках ушедших уже 70 процентов. К примеру, в августе президент ассоциации риэлторов «Южный Урал» Арсен Унанян сообщал, что от 400 риелторских компаний, которые существовали в городе до кризиса, осталось лишь около 70 фирм.


Эта осень, как, впрочем, и прошлая, принесла определенные изменения на рынок недвижимости. Городские эксперты заговорили об оживлении рынка. Проявляется оно не только в возобновлении спроса на риелторские услуги (касается в основном жилья бизнес- и элит-класса), но и в увеличении числа игроков рынка недвижимости. По некоторым данным, число агентств в городе выросло до 200 компаний. К их числу относятся организации, что брали на время кризиса тайм-аут, и новые агентства. Последние в основном открываются сотрудниками, потерявшими работу из-за кризиса.


Генеральный директор компании «Дан-Инвест» Валентин Корытный серьезного увеличения числа агентств не заметил. Однако сам эксперт это объясняет тем, что под влияние кризиса попали небольшие компании, чья деятельность не так заметна. Глава агентства отмечает, что рекламы риелторских услуг в городе в последнее время действительно стало больше. «Покупатели, действительно, активизировались, – рассказывает Валентин Корытный. – Но ажиотажа в ближайшее время ждать не стоит: на полное оздоровление рынка после последствий кризиса уйдут не недели, а минимум год».


Респондент отмечает, что в отношении работы агентств недвижимости сейчас главное – сохранить то, чего удалось добиться за последний год. Ведь кризис принес не только убытки, в числе плюсов, например, многие отмечали повышение качества риелторских услуг.


Оживление покупательского спроса в агентстве недвижимости «ТриО» заметили также в конце лета. Подъем традиционный, уверены сотрудники: в жилье нуждались иногородние студенты и люди, приехавшие в Челябинск на заработки. «Спрос на риелторские услуги возрос, а следовательно, постепенно стало увеличиваться и число агентств недвижимости, – комментирует руководитель компании Ксения Бароцкая. – Правда, на мой взгляд, пока этот рост незначительный. В основном вернулись те риелторы, которые приостановили свою работу на время кризиса».


Директор риелторской компании Prima & partners Станислав Приймак считает, что пока говорить о серьезных переменах деятельности риелторского сообщества Челябинска рано. По его словам, сейчас работают лишь те компании, которые смогли повысить качество своих услуг до кризисного уровня. Однако растущий с конца августа спрос на их услуги дает повод задуматься. Глава агентства подсчитал: каждый месяц покупателей становится на 15-20 процентов больше.


Ранее на эту тему:


19.08.2009 «Жилищная лихорадка»


12.12.2008 «Зря в риелторы пошел?»


31.10.2008 «Риелтор без работы»


Марина Григорьева