Магазинам в Челябинске не дадут «уйти в подполье»

В планах челябинских властей в освоении подземных пространств не предусмотрено ни одного торгового комплекса – только тоннели и парковки. Так что в ближайшие несколько лет магазинов и развлекательных центров ниже уровня асфальта не появятся. Среди причин специалисты называют отсутствие достаточного количества парковок, а также указывают на тот факт, что подземное строительство – дело рискованное, и желающих взять ответственность за него немного

Практически каждый город-миллионник сталкивается с проблемой отсутствия достаточного количества земельных участков для строительства. Но даже если места под возводимые здания не хватает, то выходом может стать использование территории под землей. В частности, мэр Москвы Юрий Лужков уже неоднократно говорил о необходимости осваивания подземного пространства. По его словам, невозможно реализовать Генеральный план развития Москвы до 2020 года без эффективного использования этих в данный момент ничем не занятых территорий. Столичные власти рассчитывают разместить под землей рекреационные зоны, инженерно-технологические помещения, автостоянки, магазины. При этом подземные сооружения не ограничатся одним уровнем, а уйдут вниз на 4-5 этажей.


В Челябинске вопрос со строительными участками стоит не менее остро. Например, по заявлениям мэра Челябинска Михаила Юревича, земельные ресурсы с благоприятными для строительства инженерно-геологическими условиями в городе практически исчерпаны. Однако у администрации южноуральской столицы свой взгляд на то, как использовать подземные пространства.


В частности, в ближайшие несколько лет не предвидится строительство подземных торговых и развлекательных комплексов. Ярким примером тому может стать несостоявшееся строительство торгового центра на перекрестке проспекта Ленина и Свердловского проспекта. Сооружением объекта планировала заняться компания «Платина», но строительство было остановлено администрацией на начальном этапе. «Представьте, что было бы, если бы началось строительство этого комплекса, – прокомментировал председатель комитета по имуществу и земельным отношениям Челябинска Сергей Мануйлов. – Во-первых, долгое время две основных магистрали города – проспекты Свердловский и Ленина – были бы закрыты для движения. Как бы мы добирались на работу? Во-вторых, если случится какая-то авария, обрушится комплекс, то это будут тысячи жертв».


Подземное пространство администрация города предлагает использовать большей частью для автопарковок, автотранспортных тоннелей и метро. Например, в свете скандала, разгоревшегося вокруг торгового комплекса «Никитинский», Сергей Мануйлов в очередной раз указал на то, что под площадью Революции гораздо удобнее было бы создать подземную стоянку для машин. «Такой грандиозной барахолки нет ни в одном городе, – заявил он журналистам на пресс-конференции 9 февраля, говоря о «Никитинских рядах». – Зачем она нужна в центре Челябинска?».


Примечательно, что арендная плата за подземные автостоянки в столице Южного Урала значительно ниже, чем в том же торговом комплексе «Никитинский». По данным Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями, повышающий коэффициент на арендную ставку для подземных автопарковок составляет единицу, тогда как на торговые комплексы – в 60 раз больше.