Комиссия за сделку: риелторы демпингуют?

Российские агентства недвижимости начинают снижать размер комиссии за свои услуги. Отдельные СМИ и аналитики говорят о возникновении ценовых войн в этом сегменте рынка. Однако челябинские риелторы спешат успокоить своих клиентов: говорить о массовом демпинге рано, а южноуральская столица еще не скоро окажется зоной подобных ценовых баталий

Поводом для волнений послужила публикация на одном из федеральных сайтов недвижимости www.realestate.ru. Некоторые московские агентства решили по-новому исчислять сумму вознаграждения за проведенную сделку. Например, распространение получает схема, при которой компания делит комиссию на две составляющие. Первая ее часть остается фиксированной вне зависимости от вида сделки, а вторая составляет примерно 1,5 процента от стоимости квартиры. Как говорят руководители таких агентств, эта система комиссионных работает на покупателя и уже сейчас на 15-20 процентов увеличила количество обратившихся клиентов.


Между тем подавляющее большинство риелторов по-прежнему придерживается традиционного подхода к определению цены услуг – богатый платит больше. Чем дороже квартира, тем, соответственно, выше вознаграждение компании.


На сегодняшний день агентства недвижимости в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург за свои услуги берут 6-10 процентов от стоимости квартиры. В Челябинске эта планка почти вдвое ниже: наш риелтор берет от 3 до 5 процентов и, судя по всему, снижать цену не собирается. «Вчера я принимал участие в заседании национального Совета Российской гильдии риелторов в Подольске и могу точно сказать, что о массовом демпинге риелторов не может быть и речи, – комментирует ситуацию вице-президент Челябинской региональной гильдии риелторов, соучредитель агентства недвижимости «Компаньон» Арсен Унанян. – Что касается фиксированной ставки в сочетании с процентной, то, на мой взгляд, это неправильный подход. Каждая сделка по-своему уникальна, вознаграждение риелтора может достигать и 20 процентов, если он инвестирует собственные средства. Может быть и такое, что агентство недвижимости бесплатно проведет сделку, например, в рамках благотворительной или имиджевой акции. Так что разбивать комиссию на несколько составляющих в корне неверно».


В свою очередь челябинские эксперты оценивают местный рынок риелторских услуг как достаточно стабильный. Бизнес-аналитик Дмитрий Гребенюк считает, что такая деструктивная практика, как ценовые войны среди риелторов, в Челябинске вряд ли найдет широкое применение. «Демпинг обычно наблюдается в регионах-лидерах, где рынок недвижимости очень развит и очень перегрет, - считает аналитик. – В Челябинске же количество сделок в ближайшее время не должно сократиться, на это нет никаких веских оснований. Тенденции могут измениться в том случае, если на наш рынок придет столичный риелтор».