Братство «Кольца» и «Южуралмебели»

В Челябинске началось строительство еще одного торгового центра. «Кольцо» расположится в Советском районе. Основной специализацией комплекса станут товары для дома, часть из которых будет представлена в гипермаркете формата Do It Yourself (DIY), то есть «сделай сам». По словам экспертов, именно это станет отличительной чертой нового торгового центра и обеспечит ему популярность среди челябинцев, поскольку на сегодня в городе подобного практически не представлено. Отдельные игроки рынка отмечают, что девелоперам придется скорректировать поток потребителей, так как невысокая плотность жилой застройки в этом районе не сможет обеспечить его желаемой проходимостью

Двухэтажный торговый центр общей площадью более 43 тысяч квадратных метров расположится в Советском районе Челябинска, на пересечении двух крупных магистралей города: Троицкого (улица Дарвина) и Уфимского трактов (улица Блюхера).


Реализация «Кольца» является первым девелоперским проектом ООО «Южуралмебель». Во владении компании также находится мебельный торговый центр «На Мебельной». Оба комплекса не только расположатся рядом друг с другом, они будут соединены теплым переходом и образуют единое торговое пространство. Концепцию будущего торгового комплекса разработала консалтинговая компания Astera St. Petersburg с привлечением архитекторов из Великобритании – компании Stuff International Design London. Примечательно, что это не первый проект питерской компании на челябинском рынке коммерческой недвижимости. Astera St.Petersburg занимается брокериджем торгово-развлекательного комплекса «Фиеста», который должен открыться на Северо-Западе города уже в ноябре нынешнего года.


Как сообщил директор компании «Южуралмебель» Владимир Блинов, общий объем инвестиций в проект составит более 1 миллиарда рублей. Из них 40 процентов – собственные средства компании, 60 процентов – кредитный заем в «Райффайзен Банке». Рассчитаться с кредитом «Южуралмебель» намерена через пять лет.


Организаторы проекта называют уникальной наземную парковку, рассчитанную на 1651 место. «Это было наше осознанное решение – выделить под парковку 4 гектара земли, притом что сам ТЦ расположен на 2,5 гектарах», – отметил директор «Южуралмебели».


Комплекс условно разделен на три части: продукты, одежда и товары для дома. Также выделена площадка для фуд-корта и размещения кафе. Известно, что одним из якорных арендаторов торгового центра станет продуктовый гипермаркет «Молния». Он займет 8 640 квадратных метров площади ТЦ, которая находится в собственности компании. Также «якорями» выступили супермаркет бытовой техники (2 000 квадратных метров), супермаркет товаров для дома (1 500 квадратных метров) и гипермаркет DIY (8 000 «квадратов»). Среди арендаторов заявлены компании «Модис», «БананаМама», «Глория Джинс», галерея одежды и обуви в сегменте «средний», «средний минус».


Владимир Блинов уверен, что ТЦ «Кольцо» будет востребовано. Авторы проекта планируют охватить территорию в радиусе более одного километра от «Кольца», что соответствует 5–10 минутам ходьбы от центра. По их прогнозам, торговый центр будет посещать в среднем около 18 тысяч человек в день. Рассчитывают организаторы проекта и на то, что посещать новый торговый центр будет не только население АМЗ. Основную часть постоянных покупателей ТЦ «Кольцо» составят жители пригорода и области.


Разрешение на строительство «Кольца» было выдано в августе. Уже к сентябрю застройщик выполнил 40 процентов от общего объема строительных работ. Планируется, что в готовом виде торговый центр откроется осенью 2009 года.


В целом челябинские эксперты положительно оценивают проект «Кольца». По их словам, это первый в истории Челябинска торговый комплекс формата Do It Yourself (DIY). В России подобные магазины представляют иностранные торговые компании, к примеру, OBI и Marktkauf (Германия), IKEA (Швеция), Castorama (Великобритания), Leroy Merlin (Франция). Кто именно будет размещаться в «Кольце», авторы проекта не раскрывают.


«Прототипом комплекса с одеждой можно считать подмосковную «Мегу» в Химках, – рассказывает руководитель департамента коммерческой недвижимости агентства «Компаньон» Станислав Ахмедзянов. – Формат DIY будет очень востребован, поскольку в Челябинске подобного еще нет».


Однако в вопросе удобства месторасположения торгового центра мнения все же разделились: одни считают, что ТЦ будет настолько интересен челябинцам, что притянет к себе жителей всего города и отделенных районов. Другие полагают, что дальше статуса районного ТК «Кольцо» не продвинуться.


«Удачное месторасположение, проект одобрили практически все федеральные операторы, – замечает Станислав Ахмедзянов. – Земельный участок находится в собственности, что дало владельцам возможность долго и тщательно работать над ним. К процессу были привлечены международные консультанты».


По словам директора агентства коммерческой недвижимости «E.R.A» Сергея Еремеева, выбрано интересное, хотя и несколько сложное место для размещения торгового центра. «Плотность автомобильных потоков там очень хорошая, а вот пешеходные – слабые, – считает эксперт. – К тому же на этой территории мало жилой застройки, поэтому необходимо привлекать покупателей из других районов. На мой взгляд, проблему может решить пуск шатла – бесплатного автобуса, который будет ходить из центра города к ТЦ. При текущей ситуации на рынке коммерческой недвижимости Челябинска этот торговый центр городу, без сомнения, нужен. Тем более что в южной зоне города крупных торговых центров практически нет. «Кольцо» будет интересно населению Советского района, части Центрального и Ленинского района. В последнем проживает около 182 тысяч человек, а пойти им кроме как в магазины низкого ценового сегмента некуда».


По мнению исполнительного директора УК «Молния-Инвест» (ТЦ «КУБа») Кирилла Матвеева, появление в Челябинске нового торгового центра не повлечет за собой отток покупателей из других комплексов. «Крупные торговые центры – это так называемые «магазины выходного дня», соответственно, новый ТЦ будет конкурировать с остальными только в выходные, – считает г-н Матвеев. – В будни же «Кольцо» будут посещать преимущественно жители Советского района».


Разделяют эту точку зрения и другие эксперты рынка недвижимости. «Так как современный человек ценит свое время, торговые центры, расположенные недалеко от дома или работы, будут иметь успех, – комментирует директор ЦН «Форум» Игорь Чернядьев. – Тем более что транспортная загруженность дорог, которая с каждым годом только растет, вынуждает жителей пользоваться услугами близлежащих магазинов. В свою очередь, я как житель Северо-Запада не поеду в ТЦ в Советский район».


«С одной стороны, емкость челябинского рынка торговых центров велика, насыщенности нет, – рассуждает вице-президент холдинга «Русский дом» (ТЦ «Фокус», гипермаркеты «Теорема») Алексей Шестаков. – С другой – расположение нового комплекса в Советском районе не является выгодным, и его перспективы сложно назвать радужными. Возьмите, к примеру, ТЦ «Фиеста» – арендаторы не стремятся заходить в этот комплекс именно из-за его невыгодного географического положения». По мнению г-на Шестакова, жители района будут посещать «Кольцо» только при наличии в нем товаров, доступных по цене.


Не находит радужными вице-президент «Русского дома» и перспективы всего рынка торговой недвижимости. «Строительство ТЦ будет выгодным лишь в течение ближайших пяти лет, однако потом у нас может случиться то, что происходит сейчас в Екатеринбурге, – уверен г-н Шестаков. – В столице Урала функционирует несколько десятков торговых центров, в связи с чем у его владельцев возникают серьезные проблемы с привлечением арендаторов».



Марина Григорьева, Татьяна Задорина